Радость, горе, гнев, страх - выражаются изменением всех свойств звуков

Изучение акустической структуры этих фраз показало, что она существенно различается, в зависимости от того, какую эмоцию певец выражает. Особенно это хорошо выявилось в тех случаях, когда певца (имеются в виду современные профессиональные вокалисты) экспериментаторы просили одну и ту же вокальную фразу пропеть несколько раз, причем каждый раз с разным эмоциональным оттенком. Опытные певцы прекрасно справляются с этой задачей, а некоторые даже оказались способными любую эмоцию выразить при пении мелодии без слов, так называемых вокализов, и даже лишь одной гласной на одной ноте!

Поскольку в этих опытах фонетический состав фраз оставался постоянным, все изменения акустической структуры фразы можно было отнести за счет изменения ее эмоционального смысла.

Сложная электроакустическая обработка (с применением ЭВМ) полученных таким образом образцов голоса, насыщенного разными эмоциями, проведенная Г. М. Котляром, показала, что каждая из перечисленных эмоций — радость, горе, гнев, страх — выражается изменением не какого-либо одного свойства звука, а практически всех его свойств: силы, высоты, тембра, темпоритмических характеристик и т. п. Изменения эти касались даже и тех характеристик вокальной фразы, которые были заданы композитором, то есть звуковысотного и темпоритмического рисунков мелодии. Таким образом, выражая ту или иную эмоцию, певец в той или иной степени отклоняется от предписаний нотной записи, что и определяет эмоциональную окраску его голоса.

Опубликовано
Раздел: Акустический алфавит языка эмоций