Для каждой эмоции характерен свой набор отличительных акустических признаков голоса

Так, для горя наибольшая длительность слога, медленное нарастание и спад силы звука, характерные «подъезды» и «съезды» в высоте звуков нот, создающие плачущую интонацию, и др. Гнев, наоборот, характеризуется резкими, «рублеными» фронтами и обрывами звука, большой силой голоса, зловещим звенящим или «шипящим» тембром. Для страха отличительным оказались резкие перепады силы голоса, сильное нарушение темпоритма мелодии, резкое увеличение пауз и т. п.

Каждый исполнитель, разумеется, пользовался для выражения эмоций своими индивидуальными голосовыми средствами, имел какие-то особенности в варьировании этих средств, например, использовал не все признаки, а только часть их, но, однако, никто из них не избрал, например, для выражения эмоции горя признаки, характерные для радости или гнева и т. п.

Статистическая обработка акустических признаков разных эмоций с применением ЭВМ подтвердила, что они достаточно надежно друг от друга отличаются, иначе говоря, четко «привязаны» к своему эмоциональному состоянию. Это и дает основание считать выделенные объективные признаки или акустические средства эмоциональной выразительности голоса певца элементами алфавита языка эмоций в пении. Но только ли в пении?

Опубликовано
Раздел: Акустический алфавит языка эмоций