Голос как искусство

Приобретая дар речи, человек уже может выразить все свои эмоции словами, например, сказать: «Мне страшно!», «Я бесконечно рад!» и т. п. Эту способность человека И. П. Павлов и назвал «второй сигнальной системой», то есть системой обозначения любых жизненных ситуаций словами.

Казалось бы, с развитием второй сигнальной системы древний язык эмоций теперь должен был бы утратить свое значение. Однако нет. Он продолжает жить в голосе человека и прекрасно сосуществует с новой, эволюционно более молодой формой выражения чувств и мыслей, то есть с логической речью. Известный французский исследователь А. Моль считает, что логическую и эмоциональную информацию наша обычная разговорная речь несет примерно в одинаковой пропорции.

Однако есть области человеческой деятельности, где язык эмоций вновь приобретает доминирующую роль. Я имею в виду искусство сценической речи и пения.
Как известно, эмоциональное содержание может нести в себе уже печатное слово, например строка поэта. Но разве могут сравниться в этом отношении возможности слова печатного со звучащим?! Голос талантливого актера или певца может удесятерить эмоциональную силу печатного слова, придать ему огромное разнообразие и порой неожиданные оттенки, рожденные искусством творческого вдохновения. По-видимому, это чудесное свойство голоса имел в виду великий трагик Сальвини, когда на вопрос: «Что, по его мнению, надо, чтобы стать актером?» ответил: «Голос, голос и еще раз голос!»

Лично мне при этом почему-то вспоминается голос нашего выдающегося диктора радио Юрия Левитана, с особенной эмоциональной силой звучавший в тяжелые для всех нас годы Великой Отечественной войны. Сколько беспредельной силы, благородства, мужества, уверенности в победе слышалось нам в величественных звуках этого необыкновенного голоса и вселялось в сердца наши! Думается, что голос Левитана по силе эмоциональноэстетического воздействия в дикторском искусстве можно сравнить только с голосом Шаляпина в искусстве пения.


Опубликовано
Раздел: Язык, понятный всем на Земле