Когда не хватает слов, тогда начинаешь петь

Что же касается пения, то это, по-видимому, все же самое яркое выражение эмоций средствами голоса.

Любопытно, что еще Ч. Дарвин назвал пение «эмоциональной речью». Песня объединяет и зажигает людей, ведет их в бой и на трудовой подвиг. Достаточно вспомнить, какую огромную роль в мобилизации физических и духовных сил нашего народа на борьбу с врагами сыграла, например, песня композитора А. В. Александрова на слова В. И. ЛебедеваКумача «Священная война» («Вставай, страна огромная!»), звучавшая как набат в годы Великой Отечественной войны. А возьмем песню игровую, плясовую, шуточную, народную, эстрадную, грустный романс, оперную арию, полную восторга или трагизма, — любое вокальное произведение «по идее» и по существу это яркая эмоциональная звуковая картина. Картину эту пишут три художника поэт, композитор и певец, но роль певцаисполнителя и здесь благодаря его голосу так же, как и в актерском искусстве, остается главной.

История вокального искусства знает немало случаев, когда талантливый исполнитель буквально воскрешал забытое вокальное произведение. И наоборот, неудачное исполнение губит любой талантливо написанный романс или песню.

Нередко одно и то же вокальное произведение несет целую гамму различных эмоциональных переживаний. Например, в романсе Глинки «Сомнение» эмоция горя («Я плачу, я стражду, не выплакать горя в слезах») сменяется гневом («И тайно, и злобно оружия ищет рука») и, наконец, надеждой, счастьем и радостью («И страстно, и жарко с устами сольются уста»). Вспомним, как прекрасно передает эту гамму эмоций голос Ф. Шаляпина, а в других подобных произведениях — голоса современных выдающихся певцов: Е. Нестеренко, И. Архиповой, Е. Образцовой, В. Атлантова и многих других.

Таким образом, древнейший из языков — язык эмоций — не только не умер в наши дни, не только продолжает жить, обогащать и украшать нашу обычную разговорную речь, но и развился в совершенные формы искусства звучащего слова и музыки.

Опубликовано
Раздел: Язык, понятный всем на Земле