Методы измерения эмоций

Методы эти основаны на том, что певец в любую вокальную фразу может «вложить» практически любой эмоциональный смысл, то есть спеть ее с любым заданным эмоциональным оттенком (радость, горе, гнев, страх и т. п.). Магнитофонные записи этих исполнений в дальнейшем предъявлялись аудитории экспертов, которые должны были определить эмоциональный контекст фразы. Средний процент правильных оценок экспертов и служил количественной мерой удачности выражения певцом той или иной эмоции.

Оказалось, что на фоне довольно высокой, в общем, способности вокалистов выражать голосом эмоции (по средним данным экспертных оценок 80—100%), встречаются певцы, в основном из числа молодых и неопытных, способные удачно выражать эмоции голосом с вероятностью лишь 30—50%. Надо думать, что певцы эти, несмотря на наличие голоса и музыкальности, вряд ли смогут очаровать слушателей эмоциональностью своего исполнения и на профессиональной сцене.

Такие тесты мы рекомендуем применять на приемных экзаменах в консерваториях дополнительно к традиционным методам профотбора. Подобные тесты могут, очевидно, найти применение для оценки эмоциональной выразительности и актерской речи, и в частности, на приемных экзаменах в театральные институты. Работы в этом направлении нами уже ведутся в содружестве с Ленинградским институтом театра, музыки и кинематографии (Б. Л. Муравьев).

Опубликовано
Раздел: Измерение эмоций