Но может быть, ребенок все-таки понимает слова?

Простой эксперимент дает нам ответ. Попробуйте произносить ребенку до полугодовалого возраста самые грозные и злые слова, но добрым, ласковым голосом, и он будет улыбаться. И наоборот, в ответ на нежные ласковые слова, произнесенные злым голосом, ребенок испугается и может заплакать.

Ясно, что реагирует он именно на эмоциональную окраску голоса. В этом отношении дети реагируют на эмоции подобно высшим животным: как уже упоминалось, собака, например, реагирует на интонацию голоса аналогичным образом. Автор этих строк как-то записал на магнитофон смех и плач своего восьмимесячного сына. Стоило теперь воспроизвести малышу его же собственные звуки, как он тут же впадал в соответствующее эмоциональное состояние: смеялся, слыша свой смех, или плакал, слыша свой плач. Этот эффект впадения детей в определенное эмоциональное состояние через подражание известен в родильных домах и яслях.

Таким образом, дети в раннем возрасте, еще не зная речи, владеют языком эмоций, общаются со взрослыми на этом языке и отлично понимают друг друга. Период этот наука рассматривает как отражение определенной стадии эволюции человека, предшествующей появлению у древних людей логической речи. Поэтому изучение закономерностей развития речи ребенка, и в частности доречевой стадии, соответствующей языку эмоций и зачаткам речи, представляет большой научный интерес для понимания того, как наши далекие предки научились говорить.

На это особое внимание обращал создатель эволюционной физиологии академик Л. А. Орбели. Он называл человека «венцом эволюционного развития», подчеркивал необходимость физиологического изучения его специфических человеческих свойств: речи, второй сигнальной системы, сложного мира человеческих эмоций и, наконец, сценического творчества актеров и певцов.

Опубликовано
Раздел: Язык, понятный всем на Земле