Звукоподражание стало толчком к появлению слова

Конкретным толчком к появлению слова согласно некоторым теориям могло послужить звукоподражание, то есть обозначение древними людьми предметов и явлений внешнего мира путем имитации голосом звуков, опять-таки эмоциональнообразно характеризующих этот предмет или явление. Поэтому нетрудно усмотреть сходство этой теории с теорией эмоциональных возгласов.

Подобный способ словообразования наблюдаем мы у ребенка на ранних стадиях обучения его речи. Он говорит «гавгав» вместо «собачка», «туту» вместо «машина», «топтоп» вместо «ходить» и т. п. Любопытно, что такой способ описания, казалось бы, более конкретный по сравнению со словом, допускает и обобщения, например, «туктук» — это и действие (стучать) и предмет (молоток). То же самое «нямням», то есть еда и процесс еды и т. п.

Элементы подражания свойствам описываемых предметов сохраняются у ребенка и при овладении им словом, то есть настоящей речью. Говоря о большом животном (медведь), ребенок старается говорить низким грубым голосом. Говоря о маленьком (птичка), пользуется высоким тоненьким голоском, в его интонациях мы слышим и копирование манеры речи взрослых и звуковые характеристики всех описываемых детьми явлений (треск мотоцикла, звуки выстрелов, жужжание пчелы и т. д.).

Эти эмоциональнообразные голосовые звуки и интонации, которыми так богато насыщена речь ребенка и которые не исчезнут в речи у взрослого, придавая его словам особый, подчас совсем иной смысл, и есть тот древний язык эмоций, который у наших далеких предков был единственным средством общения и взаимопонимания. В свете эволюционной теории (онтогенез повторяет филогенез) процесс овладения речью нашими древними предками шел по такому же пути: от эмоциональнообразного описания предметов и явлений внешнего и внутреннего мира голосовыми звуками, характеризующими эти явления (иконическая знаковая форма), к абстрактному слову-символу, непосредственно не связанному с описываемым явлением (символическая знаковая форма).

Опубликовано
Раздел: Измерение эмоций